СТОЛИЧНЫЙ ЦЕХ
ДЕЯТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ
При комиссии по культуре и массовым
коммуникациям Московской Городской Думы
Адрес: 127994, г. Москва, ул. Тверская, д. 18, корп. 1
Телефон: (495) 650-63-17
Е-mail: scdk@kulturamsk.ru
04/06/2020
Центр им. Вс. Мейерхольда #накарантине
Центр имени Вс. Мейерхольда (ЦИМ) основан в 1991 году по инициативе Комиссии по творческому наследию режиссёра и при поддержке Союза театральных деятелей России и Союза архитекторов России.
Возникновение ЦИМ связано с деятельностью двух не зависящих друг от друга организаций. Первая из них — Комиссия по творческому наследию В.Э.Мейерхольда. Вторая — Всероссийское объединение «Творческие мастерские».
Комиссия по наследию, активно работающая по сей день, сформирована сразу после официальной реабилитации Мейерхольда в 1955 году.
Несмотря на многолетние ожесточённые попытки стереть память о Мейерхольде, в государственных хранилищах сохранились многочисленные фонды, как раз и составляющие его наследие. Усилиями архивистов, историков театра, учеников и сподвижников Мейерхольда начался многотрудный процесс восстановления правды. Ещё в 60-е годы стали появляться книги, свидетельствующие о подлинном масштабе личности режиссёра; ему посвящались выставки и конференции. Но буквально каждая акция такого рода встречала сопротивление властей. В «Мейерхольдовском сборнике» (выпуск первый, том 1) опубликована составленная А. А. Шерелем обширная «Хроника событий», фиксирующая этапы этой борьбы, длившейся более трёх десятилетий. Лишь к концу 80-х, в эпоху объявленной гласности, наступает ощутимый перелом.

На наши вопросы о пребывании на карантине ответил театральный режиссёр, профессор Школы-студии МХАТ, актёр, художественный руководитель «Московского театра Современник», директор Театрально-культурного центра им. Вс. Мейерхольда Виктор Анатольевич Рыжаков:

Как живет театр в условиях пандемии?

За последние месяцы в нашем мире произошли глобальные трагические перемены. Они коснулись абсолютно каждого. И сейчас мы все ищем способы адаптации к новым реалиям. В большинстве стран спектакли перестали играться ещё весной, артисты и зрители оказались разделены и оторваны от единого места - пространства сотворчества. Друг от друга. Понятно, что цивилизация диктует свои законы: театральное сообщество медленно, но верно перемещается в онлайн-реальность, ища новые форматы, новые способы веб-коммуникации. Как социокультурное явление - это бесконечно любопытно и даже профессионально увлекательно, но в то же время никак не может заменить тот непосредственный, именно человечески осязаемый контакт, в котором и рождается настоящий театр уже тысячи и тысячи лет...

Как, на Ваш взгляд, пандемия изменит театральную отрасль?

Театр уже изменился, потому что на наших глазах меняется целый мир, и он уже не будет прежним. Каким он будет?! Когда и как произойдет первая встреча со зрителем? Какими мы станем завтра?! Вот это очень серьезные и совсем неспокойные вопросы!

Ваши предложения по улучшению экономического состояния театра во время самоизоляции и отсутствия проката спектаклей?

Театры, музеи и многие другие центры культуры всегда были очень уязвимы именно с экономической точки зрения. Сегодняшняя беда грозит жизни многих культурных организаций, но, пожалуй, именно у театра положение самое трагическое. Уже сейчас очевидно, что пандемия наносит непоправимый урон и ставит под угрозу само существование многих театров - прежде всего, маленьких, лишенных поддержки государства и меценатов. Какие-то из них исчезнут, а какие-то переживут эти тяжелые времена только благодаря мужеству и колоссальной воле тех, кто в них верит и в них нуждается. Но сейчас нам всем важнее размышлять не о том, как театру зарабатывать в новых условиях, а о том, каким ему быть завтра, о каких смыслах и на каком языке он должен будет говорить, после завершения охватившей наш большой мир пандемии. И, конечно же, каким в этой изменившейся реальности, после этой «войны», будет каждый из нас.
04 мая / 2020
Made on
Tilda