СТОЛИЧНЫЙ ЦЕХ
ДЕЯТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ
При комиссии по культуре и массовым
коммуникациям Московской Городской Думы
Адрес: 127994, г. Москва, ул. Тверская, д. 18, корп. 1
Телефон: (495) 650-63-17
Е-mail: scdk@kulturamsk.ru
08/06/2020
Театр Виктюка #накарантине
Театр Романа Виктюка — московский драматический театр. Основан Романом Виктюком, главным режиссёром и художественным руководителем театра. Сам бренд «Театр Романа Виктюка» возник одновременно с появлением одного из первых опытов постсоветской антрепризы — спектаклем «М. Баттерфляй» по пьесе Д. Хуана.

О пребывании на карантине нам рассказал Заслуженный работник культуры РФ, директор театра Романа Виктюка Валерий Николаевич Райков:

Как живет театр в условиях пандемии?

Пандемия ударила по всем сферам нашей жизни, и в той или иной степени пострадала каждая отрасль. Но театр, суть которого — синтез искусств и живого общения, был вырван с корнями из земли. Театральное искусство получило колоссальный ущерб. Однако, несмотря ни на что, наш Театр продолжает работать! Что происходит сейчас? Театр значительно расширил свою активность в единственно доступном теперь пространстве для общения со зрителем — в интернете. В условиях пандемии коллектив театра запустил масштабный противовирусный онлайн-проект «Роман-на-Дому», в котором представлено большое количество рубрик и активностей от наших артистов и творческих специалистов. В такой ситуации хорошо развиваются социальные сети и увеличивается число подписчиков — наших зрителей. И хотя мы постарались достаточно быстро приспособиться к новым условиям жизни в онлайн-пространстве, каждый из нас, безусловно, мечтает наконец вернуться к нормальной театральной жизни, играть спектакли на сцене вживую перед нашими любимыми зрителями. Кроме того, сейчас в Театре ведутся необходимые работы по подготовке здания, материального фонда, декораций, реквизита и костюмов к новому сезону. Все коммуникации и рабочие процессы внутри коллектива хорошо налажены в удаленном режиме. В неожиданно закончившемся, самом коротком нашем сезоне мы выпустили две большие премьеры (одну из которых успели сыграть всего три раза). И сейчас, несмотря на непривычные условия изоляции, мы ведем работу над новой постановкой Романа Виктюка. Подготовительный процесс идет полным ходом. Коллектив с нетерпением ждет возможности начать репетиции.

Осуществляются ли во время карантина какие-либо онлайн-активности, новые способы взаимодействия с публикой?

Вынужденный переход в онлайн-пространство стал поводом для многих открытий и поиска новых возможностей, несмотря на некоторые трудности такого общения именно для театра (в широком его понимании).
Наш онлайн-проект «Роман-на-Дому» охватывает все возможные способы коммуникации со зрителем и самые разные варианты активностей на широкую (и не только театральную) аудиторию. Можно сказать, что сейчас Театр старается сохранить и приумножить аудиторию зрителей, которые будут готовы прийти на спектакли после восстановления нормальной театральной жизни. Мы проводим онлайн-трансляции спектаклей, так, совместные с "Комсомольской правдой" трансляции спектаклей "Несравненная!" и "И вдруг минувшим летом" набрали более 52 тысяч и 67 тысяч просмотров соответственно. Однако наша работа сейчас не ограничивается онлайн-показами архивных записей и постановок текущего репертуара. Коллектив создает "литературные сериалы" для взрослых и детей, видеолекции о театре, поэзии, живописи — от первых мифов до современного искусства — в прямых эфирах и в записи. Мы рассказываем о музыке и символике в наших постановках, о мифологии театра в широком смысле. Коллектив театра дал старт интересным флешмобам и челленджам, придумывает артплакаты на злободневные театральные темы, квизы и игры — наши зрители угадывают артистов по их детским фотографиям, разгадывают зашифрованные в символах эмодзи цитаты из спектаклей, участвуют в интеллектуальных онлайн-играх "Зритель года". Мы запустили творческий конкурс для зрителей #ТРВтеатрализация на самое точное повторение образов из спектаклей (и уже получили 45 интересных работ от поклонников театра), сделали первый театральный комикс — на наш легендарный спектакль "Служанки". А совсем недавно была премьера проекта "Пир во время чумы" в новом для театра формате скринлайф. Все это позволяет нам ближе познакомиться со своей аудиторией, а нашим зрителям — открыть новые для себя стороны творческой жизни артистов, спектаклей и театра в целом. "Развлекая — просвещай" — это, пожалуй, наш девиз сегодня. Но самое важное для нас (как и для всех театров, полагаю) — это не позволить коронавирусу отдалить зрителя от театра, сохранить интерес, теплоту и любовь в наших взаимоотношениях. Важно донести и греющую сейчас многих мысль, что несмотря на разделяющее нас расстояние, на самом деле мы вместе, мы рядом. И совсем скоро увидимся в нашем Доме Света.

Как, на Ваш взгляд, пандемия изменит театральную отрасль?

Пандемия, как удав, медленно, но верно душит всю театральную индустрию. И отпустит лишь в самый последний момент, когда массовое скопление людей не будет нести в себе серьезный риск для здоровья. Театр по своей сути не может существовать только в интернет-пространстве. Цифровой театр никогда не сможет заменить живой, не сможет дать то, ради чего и для чего существует этот вид искусства. Утратив живой контакт со зрителем, мы, безусловно, рискуем его потерять, но также мы получаем и другую очень серьезную проблему —нестабильное физическое и эмоциональное состояние артистов, которые остались без привычной нагрузки, зрительской энергетики, аплодисментов. Они теряют «чувство сцены», теряют гибкость и пластику (а для нашего театра — это одна из самых существенных составляющих природы артистов). И их восстановление будет очень длительным и трудоемким процессом.
Даже после снятия ограничений театральная жизнь все равно будет идти под влиянием последствий пандемии, особенно первое время. Это и активно обсуждаемые сейчас варианты рассадки зрителей, и требования по обеспечению дополнительных дезинфекционных мер для профилактики распространения вируса, и сохраняющаяся боязнь наших сограждан посещать людные места из-за риска заражения. Театрам предстоит длительное время восстанавливать заполняемость залов и уровень доходов от продажи билетов, и этот период театральная сфера сможет пройти только с особой поддержкой и вниманием со стороны государства и зрителей. Но мы верим, что в конечном счете желание людей жить полноценной жизнью возьмет свое и когда-нибудь мы сможем полностью оправиться от этого кризиса. А как воспоминание о нем останутся обостренное чувство ценности момента, что можно просто прийти в театр и посмотреть спектакль, безо всяких ограничений и страхов, ну и, конечно, теперь уже привычное активное и насыщенное общение театров и зрителей в интернет-пространстве.

Оказывает ли государство поддержку и какую?

Департамент культуры, Правительство Москвы оказывают сильную и моральную, и материальную поддержку, выделяют все возможное для поддержания жизнедеятельности театра. Но нам не хватает своих собственных доходов, своих привычных сборов. В этот сложный период театры остались вообще без каких-либо самостоятельных заработков. Конечно, поиск альтернативных источников дохода не прекращается, будь то продажа сувенирной продукции, или платные онлайн-проекты, или что-то другое, подразумевающее дистанционные взаимоотношения, но это лишь капли в море. И дело не только в непривычности и новизне такого способа заработка. Интернет-проекты не могут в полной мере передать суть театрального творчества, его уникальные энергии, которые можно прочувствовать и увидеть, лишь находясь в зрительском кресле на живом спектакле. Спонсорская поддержка театров — довольно редкое явление в России даже в обычных условиях, не говоря уже про кризисные времена. Безусловно, главным источником собственных доходов театра всегда были продажи билетов на живые спектакли, и это неизменно. Так что выживает театр сейчас только благодаря оперативности учредителя - Департамента культуры, и финансовым резервам Правительства Москвы.

Ваши предложения по улучшению экономического состояния театра во время самоизоляции и отсутствия проката спектаклей?

Недавно Правительством РФ было принято очень важное решение — увеличен срок возврата билетов организаторами мероприятий и разрешено применение ваучеров в отношении билетов на отмененные спектакли, которые позволят зрителем посетить постановки в будущем. Такое решение окажет существенную поддержку индустрии, которая основана на продажах билетов. Другое возможное направление поддержки театрального дела — это расширение государством льгот и повышение привлекательности спонсорства и меценатства. Но в любом случае, это лишь дополнительные меры, которые могут поддержать театр в той или иной степени. Основную же, реальную помощь может оказать лишь прямая финансовая поддержка.

Что Вы сделаете сразу после окончания карантина?

Нужно восстановить весь текущий репертуар, необходимо начать репетиции новых постановок. Предстоит провести много актерских тренингов, чтобы артисты в максимально короткие сроки вошли в необходимую сценическую форму, вернули себе "чувство сцены". Мы с огромным удовольствием вернемся в нормальную театральную жизнь. Театр должен жить, жить активной, полноценной жизнью. И мы обязательно придумаем, как отблагодарить наших постоянных зрителей за то, что, невзирая на обстоятельства, они с нами, за их преданность и любовь.
И пусть будут аплодисменты и Роман Виктюк на сцене! Будьте все здоровы!
08 июня / 2020
Made on
Tilda