По уже почти сложившейся традиции «генеральную репетицию» открытия нового сезона Театр Вахтангова проводит в Китае. Именно здесь проходят первые после летних каникул встречи с фан-клубом театра, первые интервью и очередные, долгожданные публикой, показы лучших спектаклей, ставших сценической классикой 21-го века. На этот раз вместе с культовым для китайских зрителей «Евгением Онегиным» вахтанговцы впервые привезли и своего не менее знаменитого «Дядю Ваню». Ажиотаж перед встречей с ним необычайный.
Первый приятный сюрприз от поклонников из Поднебесной вахтанговцы получили в небе. Когда самолет китайской авиакомпании взял курс на Пекин, в плей-листе для видео-просмотра на борту лайнера мы вдруг обнаружили запись спектакля Римаса Туминаса «Евгений Онегин». Это заметно порадовало и вдохновило вахтанговцев. Никто из них еще не смотрел свой спектакль за облаками, а тут была прекрасная возможность приобщиться к высокому искусству высоко над землей. Долгий полет, а затем долгая езда сквозь пекинские пробки до отеля не сумели развеять приподнятое настроение актеров. Уже через несколько часов им предстояла первая встреча со зрителями, журналистами и блогерами. Известный продюсер Фай Дзинь, которая более десяти лет дружит и сотрудничает с Театром Вахтангова, очень тщательно продумывает и готовит каждую деталь пребывания вахтанговцев в Китае. Прекрасные театральные площадки с огромными зрительскими залами, комфортабельные отели, выверенная логистика, тщательно продуманные и организованные промо-встречи до спектаклей и автограф-сессии после – все это превращает рабочие, казалось бы, гастроли в настоящий праздник. Праздник театра, праздник русской классики и культуры. На этот раз, как и всегда, встрече с «Евгением Онегиным» тоже предшествовал вечер общения с фан-клубом спектакля. Вахтанговцы хорошо знают об этом необычном сообществе, которое сложилось в Китае после первого показа «Онегина» на фестивале 2018 года. Спектакль Туминаса буквально всколыхнул тогда театральный мир Китая, превратив гениальное творение Пушкина в одно из самых читаемых теперь здесь произведений русской классики. А вокруг спектакля и вахтанговцев объединилось неформальное сообщество китайских театралов, не пропускающих ни одной встречи не только в театральном зале, но и в любом другом формате. На этот раз общение было организована в книжном магазине с говорящим названием «Рандеву», где журналисты и фанаты в окружении книг приветствовали вахтанговцев. И это действительно была встреча друзей, потому что зрители, не скрывая эмоций, говорили о том, как они соскучились и как ждали этой встречи, а артисты признавались, что летели уже почти как к родным, которые принимают с потрясающим радушием. При этом разговор был довольно профессиональным, что еще раз подчеркивало – случайных людей в фан-клубе «Онегина» нет. Актеров театра спрашивали о причинах замен на ролях главных героев, о том, как сохраняется режиссерский стиль Туминаса, об актуальности романа Пушкина сегодня и о том, чем эгоизм Онегина перекликается с нынешними временами. Не обошли профессиональным вопросом и директора театра Кирилла Крока, спросив о том, успеют ли рабочие сцены заменить за ночь декорации «Евгения Онегина» на «Дядю Ваню», и нет ли в этом риска ставить один спектакль за другим. Крок, уже привыкший проводить здесь просветительские экскурсии для зрителей по закулисью, подробно разъяснял, чем российский репертуарный театр отличается от других театров мира, и рассказывал, что в Москве это обычная практика – каждый день играть другой спектакль, а в Театре Вахтангова еще и одновременно разные спектакли на шести сценах. Такой масштаб производил заметное впечатление на китайцев, которых масштабами, казалось, не удивишь. Особое внимание, впрочем, вполне ожидаемое, в этот вечер было уделено предстоящему показу спектакля «Дяди Вани», который вахтанговцы впервые привезли в Китай. Местные театралы творчество Чехова здесь хорошо знают по своим театрам, спектакли по его произведениям сюда не раз привозили и на гастроли, поэтому «Дядей Ваней» их удивить сложно. Но постановка Римаса Туминаса, который здесь признан культовым российским режиссёром мирового масштаба, вызывает необычайный интерес и ажиотаж. Поэтому Сергею Маковецкому, лучшему «дяде Ване» русского театра, пришлось дольше всех отвечать на вопросы зрителей, объясняя, почему Чехов так актуален в мире, и чем его герой в прочтении Туминаса так близок и понятен зрителю любой страны. Слушали Маковецкого затаив дыхание, и было понятно, почему его портрет украшает все вахтанговские афиши в городе – его здесь хорошо знают и любят по «Онегину». А теперь очень ждут и в «Дяде Ване».
Впрочем, любят и знают здесь и многих других актеров, играющих в «Онегине». За автографами и сэлфи к Николаю Романовскому, Леониду Бичевину, Екатерине Крамзиной, Марии Бердинских… сразу же после официальной части общения выстроилась очередь. Здесь ко мне подошла вахтанговская поклонница Тиань, с которой мы познакомились после спектакля «Евгений Онегин» год назад. Аспирантка-филолог из Харбина, изучающая русскую литературу, тогда специально прилетала с подругами в Шанхай, чтобы посмотреть спектакль, и ходила на его показы трижды. Теперь они дружной компанией прилетели в Пекин, купив заранее билеты не только на «Онегина», но и на «Дядю Ваню». «Мы вас очень ждали, – говорит мне Тиань, невольно приобщая меня к вахтанговцам, хотя знает, что я журналист. Но я и не спорю, прильнув на мгновенье к чужой славе. – Вас даже небо сегодня ждало: весь день, как только вы прилетели, идет дождь. Это слезы радости. Мы вас очень ждали!», – повторяет она, улыбаясь, и торопится снять сэлфи с Романовским. В том, что это не игра слов, убеждаюсь на следующий день, когда мы с Кириллом Кроком, Мариной Райкиной (известным обозревателем «МК») и актером Олегом Макаровым идем по шумному пекинскому проспекту. Едущая навстречу велосипедистка вдруг останавливается, кладет велосипед на дорожку и бросается к Макарову. Из восторженного потока слов на китайском мы понимаем лишь одно – «Онегин». И она просит Макарова сняться с ней, делает торопливо сэлфи, а потом протягивает мне свой телефон, чтобы я продублировал съемку. «Страна знает своих герое», – шутит Кирилл Крок, и мы продолжаем свой путь по городу, которому вечером предстоит встреча с «Евгением Онегиным». С русским спектаклем, который очень ждали в Китае. Даже облака, как сказала, смеясь, Тиань.
Источник: Театрал