Роман Алексея Иванова "Общага-на-крови" опубликовали в начале нулевых, но время действия, обозначенное автором, - 1993 год - угадывалось безошибочно. Общага воспринималась как модель замкнутого мира, отрезанного от общества. Было в романе и романтическое понимание молодости, и сопутствующее ему чувство безнадежности, хотя тут скорее подошло бы словечко "безнадеги", от которой героям не скрыться. Молодой режиссер Александр Карпушин решил поставить спектакль "Молодость все простит" по мотивам романа как "притчу о блуждающих людях", в которой студенты остаются один на один с миром общаги-на-крови. Здесь комнаты общаги - это театральный зал, почти точно отражающий тот, в котором находятся зрители. Все происходящее нарочито театрально. В прологе Актер (Сергей Трифонов) сообщает зрителям, что умер режиссер. Шевеления занавеса за его спиной наводят на мысль, что смерть Автора, конечно, мнимая, но... Спектакль разделен на три части: пролог, второй акт (как говорит Сергей Трифонов, "коллективное сочинение") и эпилог (театральное кабаре).В первом акте мы попадаем на университетскую линейку - кому-то увидится в ней откровенный фарс, кому-то - ироничное воспоминание. На юбилее общежития имени Афанасия Григорьевича Мирко ректор Раиса Чернобровая (Марфа Кольцова с накладными губами) вручает грамоты почетному выпускнику-губернатору (опять Сергей Трифонов) и не менее почетной бабе Юле - комендантше. Появившийся на авансцене Лев Мышкин (Всеволод Кремер), косноязычный студент-теолог, он же Отличник, напоминает о Достоевском: искалеченную мораль героев спектакля здесь пытаются "подлечить" христианской идеей всепрощения, с которой носился герой романа "Идиот". Театральный Мышкин ведет нежный и тонкий разговор с мамой - о доме, людях и природе взросления... В романе Иванова такого не было: мама, хрупкая, но очень стойкая героиня Александры Басовой напутствует сына доверять людям. Серебристый занавес падает, открывая альтернативный театральный зал, в котором и находится общага. Что означает эта метафора - каждый может додумать сообразно своему вкусу. Во втором акте развеселая компания - алкоголик-идеалист Ванька (Роман Колотухин), негласный староста Игорь (Виктор Степанян) да их девушки - Нелли (Антонина Комиссарова) и Леля (Александра Хованская). С ними Отличник. Ссорятся, кутят, тут есть и свой Гапон - глава студсовета (Владислав Неронов), и некий Ринат (Никита Лучихин)... Лицемерные встречи, поиски индульгенций и покровителей обернутся трагедиями. Каждый конфликт - как "пан или пропал". Все на нерве. Одна из обитательниц общаги покончила с собой, невольным свидетелем стал Мышкин. И эта смерть срывает с героев маски, обрубает и все связи, и ложные "сцепки" Отличника, и жизнь общаги оборачивается гротескным кабаре, которое ознаменуется судилищем.
"Молодость все простит" становится трагифарсом. Тем важнее разговор мамы с Отличником в финале - о людях, которые привыкли прятать головы в песок, о тех, кто не умеет друг друга прощать даже перед лицом Вечности - "той вечности, где не бывает жалости".
Источник: РГ