Бурятский театр представил в Москве национальную оперу "Эреэхэн"
Опера "Эреэхэн" была создана совсем недавно по случаю сразу двух юбилейных дат: 320 лет со времени похода представителей бурятских родов к Петру I и столетия вхождения Республики Бурятия в состав России. Спектакль показали в Москве сразу в рамках двух проектов - "Большие гастроли" и фестиваля "Видеть музыку". В основе сюжета реальные события, описанные в пьесе "Ехэ Удаган Абжаа" выдающегося бурятского писателя, ученого и общественного деятеля Базара Барадина. Среди 13 действующих лиц нет ни одного отрицательного героя. Автор оперы - Баир Дондоков, режиссер-постановщик - Олег Юмов, за дирижерским пультом - Валентин Богданов. Титульная героиня этой оперы Эреэхэн - юная девушка-шаманка (всевидящая), которая отправляется в долгий, тяжелый и опасный путь со своими соратниками, зная, что ей суждено погибнуть. Конечно, в опере есть любовь, подвергающаяся испытаниям, и жертвоприношение: ведь, согласно поверью, без жертвы невозможно достичь цели. В результате домой вернулись все, кроме красавицы Эреэхэн. Мистика, загадка, потусторонний мир. На сцене разворачивается эпическая драма, окутанная тайной, на фоне впечатляющих национальных мелодий. А главным элементом декораций стала пятиметровая скульптура "Ясновидение" работы знаменитого скульптора, художника-графика, ювелира и дизайнера Даши Намдакова, вместе с которым над художественным решением спектакля работала художник-постановщик Сэсэг Дондокова. Любопытный исторический факт: Петр I собирал сибирские украшения. Его коллекция насчитывала более 250 различных предметов: нагрудные украшения, перстни, серьги, поясные пряжки и даже элементы конской сбруи. Для постановки "Эреэхэн" большинство ювелирных изделий было отлито из золота и серебра с незначительной примесью других металлов. "Эреэхэн" - вторая национальная опера. Первой считается "Энхэ-Булат батор" Маркиана Фролова, появившаяся в 1940 году. Тогда в постановке участвовали лучшие деятели культуры СССР, а премьера состоялась в Большом театре. Сегодня в Москву с коллективом театра также приехали ведущие солисты.
Главные герои оперы руководитель делегации зайсан Бадан Туракин и властный верховный шаман Нагарай - увлечены идеей объединения и процветания бурятского народа. Их партии исполнили Александр Хандажапов и Эдуард Жагбаев. Неподдельное сочувствие вызывают образы Бишыхан, матери Эреэхэн (Эржена Базарсадаева), Нагала, возлюбленного молодой шаманки (Жамсо Бамбагаев), и девочки-аманатки (Оюна Дарижапова). Их вокальные партии выстроены на бурятском мелосе, гармонии национальных песен. А в оркестре слышатся подражания тембрам народных инструментов, звучат будто импровизационные наигрыши, характерные для бурятской музыкальной культуры. Эстетика и стиль музыки меняются, когда герои добираются до российской столицы XVIII века. Центральной фигурой этого эпизода оперы становится, конечно же, Петр I (Евгений Островский). Его походка царственна, жесты властны, а вот монолог кажется все же недостаточно развернутым и ярким. Безусловно, совершенно особое положение в опере занимает сложный образ Эреэхэн, абсолютно незаурядного создания, сила ее судьбы определяет будущее всего народа. В опере героиня Эреэхэн, согласно традициям восточных племен, должна быть покорной и сдержанной в поведении девушкой. Все переживания, прожигающие ее сердце, отражаются в ее голосе и пении. Билигма Ринчинова впечатляюще проникновенно, то светлым легким голосом, то полным темных драматических красок, представила всю палитру чувств, которые никого не оставили равнодушным. В уста Эреэхэн вложены слова, которые можно считать камертоном и нашего времени: "Долг свой исполню, если народ мой страдает, если надобно людям, я себя не буду жалеть".
Источник: Российская газета